Воспитатель с функциями инструктора по физической культуре корпус № 1
Иржова Марина Михайловна
высшая кв.категория,
образование высшее,
стаж педагогической работы - 30 лет
Оздоровительная работа в детском саду
ГРУППА вКОНТАКТЕ
лыжный старт в детсаду
всей семьей на лыжи
консультация фитбол гимнастика
консультация плавание
консультация су джок
Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются:
- Охрана и укрепление здоровья детей;
- Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;
- Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
- Воспитание потребности в здоровом образе жизни;
- Обеспечение физического и психического благополучия.
Успешное решение поставленных задач обеспечивается при условии комплексного использования всех средств физического воспитания: рациональный режим, питание, закаливание (в повседневной жизни; специальные меры закаливания) и движение (утренняя гимнастика, развивающие упражнения, спортивные игры, физкультурные занятия), дни здоровья, олимпиады., праздники, конкурсы, дополнительные образовательные услуги (кружки, секции: лыжная секция, секция фитбол, кружок «Са фи дансе»)
Для обеспечения воспитание здорового ребёнка, работа в нашем детском саду строится по нескольким направлениям:
- Создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей;
- Повышение педагогического мастерства и деловой квалификации воспитателей детского сада;
- Комплексное решение физкультурно-оздоровитеьных задач в контакте с медицинскими работниками;
- Воспитание здорового ребёнка совместными усилиями детского сада и семьи.
Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в детском саду созданы определённые условия.
В группах созданы уголки физической культуры, где располагаются различные физические пособия, в том числе и для профилактики плоскостопия.
В детском саду оборудован физкультурный зал для физкультурных занятий с разнообразным физкультурным оборудованием и тренажерами. Всё это повышает интерес малышей к физкультуре, увеличивает эффективность занятий, позволяет детям упражняться во всех видах основных движений в помещении.
На территории детского сада имеется спортивная площадка с «полосами препятствий» (стенка для лазанья, дуги, мишени для попадания в цель, яма для прыжков в длину), футбольными воротами.
В целях оздоровительной и профилактической работы с детьми разработана система профилактической и коррекционной работы.
Система профилактической и коррекционной работы по оздоровлению дошкольников
Профилактика
- Комплексы упражнений по профилактике нарушений зрения во время занятий;
- Комплексы по профилактике плоскостопия;
- Комплексы по профилактике нарушений осанки + сон без маек и подушек;
- Дыхательная гимнастика;
- Снятие умственной усталости во время занятий (релаксационные паузы, физкультминутки);
- Прогулки + динамический час ;
- Закаливание:
- Сон без маек
- Ходьба босиком по природным тренажерам и «дорожкам здоровья»
- Полоскание полости рта ;
- Обширное умывание ;
- Контрастно - воздушное закаливание.
10. Оптимальный двигательный режим
Коррекция
Упражнения на коррекцию плоскостопия.
Мероприятия на период повышенной заболеваемости гриппа и ОРЗ
- Лук, чеснок
- Кислородный коктейль
- Витамины
- Настой шиповника.
Особое внимание в режиме дня мы уделяем проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости.
Закаливание будет эффективным только тогда, когда оно обеспечивается в течении всего времени пребывания ребёнка в детском саду. Поэтому мы соблюдаем:
- Чёткую организацию теплового и воздушного режима помещения;
- Рациональную одежду детей;
- Соблюдение режима прогулок во все времена года;
- Занятия босиком на физкультурных занятиях.
Комплекс оздоровительных мероприятий по возрастным группам
Группы раннего возраста
- Приём детей в группе с обязательным осмотром, термометрией и выявлений жалоб родителей.
- Утренняя гимнастика – 08:10
- Точечный массаж в игровой форме /пальчиковая гимнастика
- Постепенное обучение полосканию рта.
- Прогулка: дневная 09:45 – 11:10; вечерняя 18:00 – 18:30
- Оптимальный двигательный режим.
- «Чесночные» киндеры (с ноябрь по февраль)
- Фитонциды (лук, чеснок)
- Лук и чеснок во время обеда.
- Сон без маек и подушек
- Гимнастика в кровати с дыхательными упражнениями после сна
- Закаливание: хождение по «дорожке здоровья», по полу босиком с элементами профилактики плоскостопия по природным тренажерам
2 младшая группа
- Приём детей на улице (при температуре выше -15°)
- Утренняя гимнастика в группе 08:15
- Точечный массаж /пальчиковая гимнастика
- Полоскание полости рта после завтрака, обеда, ужина.
- Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения
- Физкультурные занятия + динамический час на прогулке 1 раз в неделю
- «Чесночные» киндеры
- Фитонциды (лук, чеснок)
- Прогулки: дневная 10:00-11:15; вечерняя 17:45-18:30
- Оптимальный двигательный режим.
- Сон без маек и подушек
- Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия
- Закаливание: контрастно-воздушный метод
- Элементы обширного умывания
Средняя группа
- Приём детей на улице (при температуре до -15°)
- Утренняя гимнастика + оздоровительный бег до -15°
- Бассейн.
- Точечный массаж/пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика.
- Логоритмика
- Полоскание полости рта после обеда
- Физкультурные занятия в зале + динамический час на прогулке 1 раз в неделю
- Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения
- Чесночные «киндеры»
- Фитонциды (лук, чеснок)
- Прогулки: дневная 10:15-11:50; вечерняя 17:45-18:30
- Оптимальный двигательный режим
- Сон без маек и подушек
- Закаливание: контрастно-воздушный метод.
- Упражнения на релаксацию.
- Психогимнастика в течении дня.
- Обширное умывание, ходьба босиком
- Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия
Старший дошкольный возраст
- Приём детей на улице (при температуре до -15°-18°)
- Утренняя гимнастика + оздоровительный бег до -15
- Бассейн.
- Точечный массаж /пальчиковая гимнастика
- Физкультурные занятия в зале + динамический час на прогулке 1 раз в неделю
- Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения
- Чесночные «киндеры»
- Фитонциды (лук, чеснок)
- Лук, чеснок во время обеда
- Прогулки: утренняя 07:00 – 08:00; дневная 10:45 – 12:10; вечерняя 17:45 – 18:30
- Оптимальный двигательный режим в группе
- Сон без маек и подушек
- Бодрящая гимнастика. Гимнастика ортопедическая.
- Закаливание: контрастно-воздушный метод.
- Гимнастика ШОП.
- Обширное умывание, ходьба босиком по природным тренажерам
- Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия
Некоторые приёмы закаливания
1. Обширное умывание.
Ребёнок должен:
- Открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой.
- Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать «раз».
- Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди, сказать «раз».
- Намочить обе ладошки и умыть лицо.
- Ополоснуть, «отжать» обе руки, вытереться насухо.
Примечание.
Через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно: каждую руку, а так же шею и грудь дети обмывают по два раза, проговаривая «раз, два» и т.д.
2. Сон без маечек.
Проводится круглый год. На случай понижения температуры из-за перебоев в отоплении или установившейся холодной погоды должны быть подготовлены тёплые носочки на ноги и вторые одеяла. Разумеется, температура в спальной комнате не должна быть ниже +14 градусов Цельсия.
При работе с детьми необходимо соблюдать основные принципы закаливания:
- Осуществление закаливания при условии, что ребёнок здоров
- Недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребёнка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства)
- Интенсивность закаливающих процедур увеличивается постепенно от щадящих к более интенсивным) с расширением зон воздействия и увеличением времени проведения закаливания
- Систематичность и постоянство закаливания (а не от случая к случаю).
Нами введена тетрадь закаливания, где воспитатели ведут учёт закаливания детей, используя рекомендации врача (мед. отводы)
Безусловно, особое значение в воспитании здорово ребёнка придаётся развитию движений и физической культуре детей на физкультурных занятиях.
В каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность:
- Маленьким детям они должны доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучить приёмам элементарной страховки
- В среднем возрасте – развить физические качества (прежде всего выносливость и силу)
- В старших группах – сформировать потребность в движении, развивать двигательные способности и самостоятельность и т.д.
В детском саду применяются разнообразные варианты проведения физкультурных занятий:
- Занятия классические
- Занятия игровые, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности
- Занятия-тренировки в основных видах движений
- Занятия с элементами аэробики.
- Занятия-соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей
- Занятия-зачёты, во время которых дети сдают физкультурные нормы
- Сюжетно-игровые занятия.
- Занятия с фитболами.
В детском саду проводится физкультурная работа совместно с семьей воспитанников:
- Спортивные развлечения «Папа, мама, я – спортивная семья» и др.
- Конкурсы по спортивной тематике «Доктор Ежик» «Береги здоровье смолоду»
- Олимпиады, Дни здоровья (4 раза в год).
- Участие в городских спортивных конкурсах и олимпиадах «Зигзаг удачи», и др.
Схема физкультурно-оздоровительной работы (скачать, DOC, 92 Кб)
|